Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ "Детский сад №4 компенс. вида г. Бокситогорска...


Пятница, 21.09.2018, 00:01

Из опыта работы с неговорящими детьми.

 

Афанасьева Елена Николаевна – учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида

г. Бокситогорска».

 

 

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны:

 • на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение центральной нервной системы;

• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов. В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка и травмы. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется. В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы при обучении чтению и письму.

Родители обычно сравнивают речь своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит».  

   Эта статья направлена на то, чтобы  развеять такое явное заблуждение и привлечь родителей к занятиям с детьми раннего возраста. Необходимо как можно раньше обратиться к неврологу и логопеду, диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.


Работа с родителями.

Но работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится, или Он весь в папу (дедушку), тот тоже поздно заговорил, или С мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются:  «Я всё делаю, как рекомендуется, не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, играю с ребёнком. А он по-прежнему молчит».   Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально формировать или корригировать походку. Так же и с речью. Если родители видят, что ребёнок не справляется, они должны помочь ему, облегчить задачу. Некоторые  искренне удивляются совету использовать в общении с ребёнком  звукоподражания, лепетные слова: «Ку-ку, би-би, бай-бай. Что вы, это мы делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только машина, полотенце».

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

 

Рекомендации  логопеда родителям, чьи дети долго не могут заговорить.

 

  1. Больше говорите с ребёнком, озвучивая свои действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку! Где ножка? На мячик!». Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
  4. Пойте ребёнку перед сном! Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому.Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: Ой! Ай! Ух! Ребёнку  позволительно повторять только гласные О, А, У.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности ребёнка.
  7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио информацией. При чтении  сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребёнке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10.  Не дожидайтесь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).
  11.  Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока», «Этот пальчик - дедушка, этот пальчик -  бабушка…».
  12.  Регулярно консультируйтесь с неврологом.

 

 

 

Желаю успехов!

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz